П А Н О Р А М А    П Р О Б Л Е М
Архив
  
12.09.2002
Специализированный депозитарий в инфраструктуре рынка ценных бумаг: основные аспекты развития
(тезисы статьи Т.Есаулковой в журнале "Инвестиции плюс" №3 2002г.)

Два года назад на российском рынке ценных бумаг начался новый этап в развитии института специализированных депозитариев, вызванный тем, что перед специализированными депозитариями была поставлена задача обслуживания негосударственных пенсионных фондов. Толчком для данного развития послужило Постановление Правительства РФ № 383 "О порядке заключения негосударственными пенсионными фондами договоров с депозитариями и особенностях деятельности депозитариев, обслуживающих негосударственные пенсионные фонды", в соответствии с которым хранение и учет ценных бумаг, в которые размещаются пенсионные резервы, должны осуществляться только в специализированном депозитарии. Таким образом, у специализированного депозитария, помимо осуществления функций хранения и контроля за распоряжением активами паевых инвестиционных фондов, появилось совершенно новое направление деятельности - обслуживание негосударственных пенсионных фондов в части хранения и контроля за размещением пенсионных резервов. Другими словами, основная задача, которая была поставлена перед специализированными депозитариями (помимо депозитарного обслуживания), заключалась в необходимости осуществления оперативного контроля за соблюдением негосударственными пенсионными фондами и их управляющими компаниями всех установленных нормативными правовыми актами Правительства РФ, ФКЦБ, Инспекции негосударственных пенсионных фондов ограничений по инвестированию пенсионных резервов фондов, правил и плана их размещения, а также их состава и структуры. Инициаторы данного Постановления преследовали две основные цели: повышение надежности негосударственных пенсионных фондов и стимулирование развития института специализированных депозитариев.

Характерной чертой данного этапа является динамичное развитие деятельности специализированных депозитариев, значительный рост числа организаций, получивших лицензию специализированного депозитария. Например, в 2000 году лицензию специализированного депозитария в России имели всего четыре депозитария (причем реально работали только два из них). К настоящему моменту времени число организаций с лицензией специализированного депозитария достигло 44. Так, по данным Национальной лиги управляющих только в 2001 году лицензии специализированного депозитария получили 26 организаций (из них 15 - банки).

За это время специализированными депозитариями была проделана огромная работа по организации деятельности, которая заключалась в разработке схем и технологий обслуживания негосударственных пенсионных фондов и их управляющих компаний, по налаживанию информационного и документарного взаимодействия с негосударственными пенсионными фондами Процесс этот не был легким, поскольку негосударственные пенсионные фонды и специализированные депозитарии были абсолютно незнакомыми структурами друг для друга, кроме того, многие руководители негосударственных пенсионных фондов считали институт специализированного депозитария вообще не нужным.

Мне хотелось бы отметить, что большой вклад в развитие специализированных депозитариев, в объединение их усилий для обсуждения и принятия решений по жизненно важным вопросам деятельности специализированных депозитариев вносит ПАРТАД. Так, сначала в рамках ПАРТАД была создана рабочая группа, а позднее Комитет по деятельности специализированных депозитариев, в который вошли представители практически всех крупных депозитариев.

На мой взгляд, главная цель деятельности специализированных депозитариев, обслуживающих негосударственные пенсионные фонды, - это комплексная поддержка бизнеса негосударственных пенсионных фондов и их управляющих компаний (хранение, учет, контроль, отчетность), что дает возможность последним полностью сконцентрироваться на разработке пенсионных схем, привлечении пенсионных средств и управлении пенсионными резервами и повышение эффективности и надежности функционирования негосударственных пенсионных фондов.

Как показывает практика, наличие надежного профессионального депозитария имеет огромное положительное значение для эффективного функционирования негосударственного пенсионного фонда, особенно если речь идет о крупном фонде. Можно выделить следующие наиболее важные положительные аспекты данного сотрудничества:

  • Централизованное хранение ценных бумаг, в которые размещены пенсионные резервы (повышение степени сохранности активов и качества и оперативности выполнения действий по реализации прав по ценным бумагам (получение дивидендов, участие в собраниях акционеров и др.);
  • Дополнительная on-line сверка и контроль за размещением пенсионных резервов (особенно критично для крупных фондов);
  • Оперативное формирование интегрированной отчетности для фонда в случае размещения пенсионных резервов через несколько управляющих компаний;
  • Повышение дисциплины инвестирования, уменьшение вероятности возникновения ошибок, быстрое обнаружение ошибок;
  • Повышение прозрачности и надежности деятельности негосударственных пенсионных фондов.

Сначала специализированным депозитариям в процессе обслуживания негосударственных пенсионных фондов приходилось сталкиваться со многими трудностями, вопросами и противоречиями, вызванными существенными пробелами в законодательной и нормативно-правовой базе, касающейся области обслуживания специализированными депозитариями негосударственных пенсионных фондов.

Из числа проблем, стоящих перед специализированными депозитариями, мне хотелось бы выделить следующие наиболее важные и критичные моменты:

  1. Недостаточно проработана и систематизирована законодательная база в сфере деятельности специализированного депозитария, обслуживающего негосударственные пенсионные фонды (должны быть определены четкие единые "правила игры" как для специализированных депозитариев, так и для самих фондов). В настоящее время для специализированного депозитария не регламентировано ничего, кроме основных требований к депозитарному договору, однако существует очень много требований, которые должен выполнять депозитарий. Но не сказано, что эти требования должен выполнять фонд (стадия подписания договора на обслуживание длилась около полутора месяца). Сюда относятся вопросы документооборота (предоставления первичных документов по размещению пенсионных резервов фондами и их управляющими компаниями), методологии учета и контроля пенсионных резервов, проведения регулярных сверок данных учета пенсионных резервов, процедуры передачи активов из одного депозитария в другой и т. д.).
  2. Недостаточно согласована работа регулирующих органов. Деятельность специализированных депозитариев и негосударственных пенсионных фондов регулируется разными органами (ФКЦБ и Инспекцией, соответственно), которые, как показывает практика, зачастую по одним и тем же вопросам имеют разную точку зрения, что ставит специализированные депозитарии, мягко говоря, в "затруднительное положение" (например, размещение пенсионных резервов через управляющую компанию). Считаю, крайне важно, чтобы эти два органа действовали согласованно.
  3. Огромная операционная нагрузка специализированных депозитариев, которая обусловлена тем, что по сути, исходя из опыта, каждый фонд имеет много индивидуальных особенностей (особый порядок размещения пенсионных резервов) и требует разработки индивидуальных методик учета и контроля пенсионных резервов, усложняет процесс автоматизации данных функций (разработки унифицированного программного обеспечения).
  4. Порядок определения вознаграждения специализированных депозитариев (расчет вознаграждения депозитария не должен рассчитываться от суммы дохода, возможен вариант определения вознаграждения по аналогии с паевыми инвестиционными фондами - процент от рыночной стоимости пенсионных резервов).


02.08.2002

Старые песни о центральном ...депозитарии

04.07.2002

Риск-менеджмент в депозитарии: осознанная необходимость

06.06.2002

Тезисы статьи "Как правильно использовать НПФ"

10.04.2002

Обзор ресурсов раскрытия информации

13.03.2002

Статья Т.Ядгарова "Интеграция депозитарных систем..."

21.02.2002

Интервью П.М.Ланскова сайту "Корпоративное управление в России"

28.01.2002

Тезисы статьи Юридические коллизии в спорах с участием спецрегистратора Журнал "РЦБ" №24

03.12.2001

Тезисы статьи "Система гарантий и управления рисками на срочном рынке" Журнал "РЦБ" №21

16.10.2001

Тезисы статьи Б.В.Черкасского (НДЦ) в журнале РЦБ №18

06.09.2001

Тезисы статьи А. Беспалова (ИФК "Метрополь") в журнале РЦБ №15

16.08.2001

Тезисы статьи А. Ремнева ( Внешэкономбанк) в журнале РЦБ №14 (197)

03.07.2001

ФОНДОВАЯ БИРЖА И КОРПОРАТИВНЫЕ ОБЛИГАЦИИ. ОПЫТ ММВБ

16.05.2001

Тезисы статьи С.Томляновича "Российские кастодианы: эффективность как условие выживания" в журнале РЦБ N 8 2001-05-15

18.04.2001

Интервью члена Советов директоров НАУФОР и ПАРТАД П.Ланскова газете "Деловой Петербург"
"Деловой Петербург" No69 от 18.04.2001

02.04.2001

Правовой статус иностранного банка-депозитария, выпускающего АДР на акции российских компаний
(тезисы статьи Д.А. Шохина в журнале РЦБ No2 за 2001 год)

05.03.2001

Регистраторы - вечные заложники истории
( тезисы статьи М.Н.Калинина в Ведомостях ПАРТАД No1 за 2001г.)

21.02.2001

Каково будущее российской учетной системы?

Место для вашего флажка
Rambler's Top100 Rambler's Top100