П А Н О Р А М А    П Р О Б Л Е М
Архив
  
04.07.2002
Риск-менеджмент в депозитарии: осознанная необходимость
(тезисы статьи в РЦБ №11)
Татьяна Ульянова
эксперт Депозитария Внешэкономбанка

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РИСК-МЕНЕДЖМЕНТА В ДЕПОЗИТАРИИ

Организация риск-менеджмента в депозитарии обычно начинается с введения в штат компании должности риск-менеджера и определения спектра решаемых им задач. В отличие от внутреннего контролера, главной задачей которого является ежедневная проверка на соответствие действующему законодательству и нормативам всех операций, проводимых в депозитарии, перед риск-менеджером стоит более серьезная задача: выявление, отслеживание и постоянный контроль всех основных рисков, принимаемых на себя депозитарием. При этом для эффективного определения новых или до этого неконтролируемых рисков может понадобиться пересмотр системы внутреннего контроля. При разработке и внедрении новых депозитарных услуг и продуктов также необходимо оценивать и анализировать риски, связанные с новыми видами деятельности. Это позволит руководству депозитария принимать необходимые меры для снижения возникающих рисков.

Организация риск-менеджмента особенно актуальна для депозитариев, действующих в рамках кредитной организации. Базельским комитетом по банковскому надзору в 2001 г. был издан документ: "Система внутреннего контроля в банках: основы организации" с рекомендациями по эффективному управлению рисками. Эта область деятельности является важным компонентом управления банком и основой для безопасности и устойчивости работы банка, а также обеспечения стабильности финансовой системы в целом. Изложенные Базельским комитетом принципы оценки систем внутреннего контроля должны стать основой для создания эффективной системы риск-менеджмента в банках.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РИСКОВ. МЕРЫ ПО ИХ СНИЖЕНИЮ

Для определения рисков, присущих депозитарной деятельности, первоначально попробуем их классифицировать. Традиционным является деление рисков на внешние и внутренние. Абстрагируемся от политического, экономического, системного и других рисков, которые находятся за пределами компетенции отдельного депозитария. Наиболее существенными внешними рисками являются правовой риск, риск потери репутации, клиентские риски и риски, связанные со взаимодействием с третьими лицами. Из внутренних - операционный и технический риски, риски, возникающие при расчетах по ценным бумагам, а также риски, источниками которых являются кадровые ресурсы депозитария.

"Человеческий фактор" занимает не последнее место в вопросе минимизации рисков. Не менее 50% сотрудников депозитария должны иметь квалификационные аттестаты ФКЦБ. Необходимо, чтобы менеджеры депозитария имели опыт работы в сфере депозитарных услуг. Для повышения квалификации персонала можно разработать специальные программы переподготовки. Наличие в штате депозитария юристов либо налаженные рабочие контакты с юридическим подразделением банка помогут сотрудникам депозитария оперативно решать возникающие проблемы в соответствии с действующим законодательством и способствовать снижению правового риска и риска потери репутации.

В том случае если депозитарий предполагает работать с документарными ценными бумагами, для хранения сертификатов необходимо оборудовать или арендовать специализированное хранилище, соответствующее требованиям нормативных актов. Для кредитных организаций хранилище должно быть сертифицировано Банком России. Желательно, чтобы документарные ценные бумаги, находящиеся на хранении в депозитарии, были застрахованы. Это позволит снизить риски утраты и порчи бланков ценных бумаг. При работе с документарными ценными бумагами возникают дополнительные риски приема фальшивых или неправильно оформленных ценных бумаг. Последнее особенно актуально при работе с векселями. В этой связи депозитарий должен предпринять комплекс специальных мер по защите от таких рисков:

  • ведение баз данных, с помощью которых устанавливается факт выпуска ценной бумаги;
  • проверку подлинности бланков ценных бумаг при помощи специального оборудования с привлечением квалифицированных кассиров и экспертов;
  • проверку векселей у векселедателя;
  • проверку наличия и правильности заполнения обязательных реквизитов векселя.

Источниками риска, связанного со взаимодействием с третьими лицами, являются взаимоотношения депозитария с регистраторами и другими депозитариями. Как бы хорошо не был организован депозитарий с точки зрения управления рисками, он зависит от регистраторов, депозитариев и других институтов, функционирующих на рынке ценных бумаг, и их рисков.

При проведении операций с ценными бумагами депозитарий вынужден пользоваться услугами сторонних депозитариев и расчетно-клиринговых центров. Для этих целей желательно выбирать в качестве контрагентов учреждения с надежной репутацией, кредитной историей и высоким рейтингом. Примером таких надежных контрагентов могут быть международные расчетно-клиринговые центры Euroclear, Brussels и Clearstream Banking, Luxembourg. Для устранения ошибок, возникающих из-за различия в используемых контрагентами информационно-технических системах, проводят регулярные процедуры сверки и оперативный поиск расхождений. Сверка может проводиться по мере совершения операций по счетам, а по счетам, движение по которым отсутствует, - ежегодно на 1 января каждого года. Для снижения ошибок, возникающих в результате различия в используемых информационно-технических системах, лучше работать в единых системах SWIFT и ТЕЛЕКС.

Обслуживание клиентов с нестабильным финансовым положением и небезупречной деловой репутацией влечет за собой рост клиентских рисков. Наиболее значимыми в депозитарной деятельности являются операционные риски. Для их снижения можно использовать следующие методы:

  • регулярный контроль на соответствие законодательству стандартов ведения бизнеса, а также контроль за соблюдением необходимых юридических процедур. С контролером должны согласовываться все внутренние документы, регламентирующие деятельность депозитария. Ежедневно контролер должен отслеживать правильность всех бухгалтерских операций, совершаемых депозитарием;
  • использование современных компьютерных разработок для защиты автоматизированных рабочих мест, работающих в сети, от внешнего проникновения в систему;
  • организация системы разграничения доступа к различным операциям и системы индивидуальных паролей для защиты от ошибок и мошеннических действий персонала внутри депозитария;
  • четкое разделение функций и технических возможностей "клерков" и "офицеров" при внесении данных в информационную систему, их изменении, а также при совершении бухгалтерских записей. Исполнение операций должно быть закреплено за группами пользователей-"клерков", а контрольный просмотр и "авторизация" - исключительно за "офицерами". Использование такого метода также позволяет снизить количество ошибок при вводе первичных данных в систему;
  • совершение только регламентированных операций в соответствии с утвержденными стандартами депозитарной деятельности;
  • проведение не реже одного раза в год проверки работы депозитария подразделением внутреннего контроля и аудита;
  • организация пропускной системы доступа в рабочие кабинеты.

Для снижения рисков по расчетам за ценные бумаги все расчеты следует проводить только при наличии двух встречных поручений контрагентов при отсутствии в них каких-либо расхождений. Использование системы "поставки ценных бумаг против платежа" позволит снизить риски, возникающие при покупке и продаже клиентом ценных бумаг. Кроме того, все операции по счетам депо и денежным счетам клиентов следует производить только в пределах имеющихся остатков на счетах, если на практике не применяется кредитование ценными бумагами или овердрафт по денежным счетам.

Депозитарию также необходимо обеспечить защиту от технических рисков, для этого целесообразно разработать специальную программу. Такая программа должна предусматривать использование специальных устройств бесперебойного электропитания, возможность автономной работы при аварийном отключении электропитания и сохранения данных на дисках, а также резервное копирование данных. Важно включить в программу порядок действий сотрудников в случае перебоев в работе сервера. Наличие резервного сервера, расположенного на отдельной территории, на котором бы сохранялась вся информация по производимым депозитарием операциям в режиме online, позволит существенно снизить технические риски.

Однако предпринимаемые меры по предупреждению и снижению рисков депозитарной деятельности могут быть недостаточными. С этой целью в программу риск-менеджмента, проводимую в организациях, осуществляющих деятельность на рынке ценных бумаг, в том числе депозитариев, принято включать компенсационные методы. Депозитарий самостоятельно определяет, какой компенсационный инструмент он будет использовать: страхование рисков в страховой компании, самострахование (создание специальных фондов из собственных средств депозитария), участие в компенсационных фондах или в обществах взаимного страхования. Страхование позволит депозитарию избежать серьезных финансовых убытков при наступлении страхового случая. Страховые компании на сегодняшний день предлагают комплексное страхование финансовых институтов BBS (Bankers Blanket Bond) и страхование профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг. Программу страхования депозитарий выбирает самостоятельно на основе проведенного анализа рисков.

СИСТЕМНЫЙ КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ

В этой статье речь идет только об основных рисках, присущих депозитарной деятельности. На самом деле таких рисков гораздо больше и они весьма разнообразны. Поэтому важно, чтобы риск-менеджмент осуществлялся в виде системного комплекса мероприятий по их выявлению, определению, оценке и разработке мер снижения рисков. Вместе с этим важна роль и самого риск-менеджера, который будет проводить необходимые мероприятия не от случая к случаю, а постоянно, с учетом специфики работы и 1 операций конкретного депозитария.

Западные контрагенты уделяют все большее внимание организации работы с рисками в российских депозитариях (субкастодианах), в которых они обслуживаются. Фактор надежности российских финансовых институтов интересует зарубежных инвесторов, желающих работать на финансовом рынке России. В свете предпринимаемых во всем мире мер по борьбе с терроризмом особенно актуален вопрос отслеживания незаконных финансовых операций. Выявить такие операции в банках и других финансовых институтах можно при постоянно проводимом риск-менеджменте в комплексе с системой мер внутреннего контроля.


06.06.2002

Тезисы статьи "Как правильно использовать НПФ"

10.04.2002

Обзор ресурсов раскрытия информации

13.03.2002

Статья Т.Ядгарова "Интеграция депозитарных систем..."

21.02.2002

Интервью П.М.Ланскова сайту "Корпоративное управление в России"

28.01.2002

Тезисы статьи Юридические коллизии в спорах с участием спецрегистратора Журнал "РЦБ" №24

03.12.2001

Тезисы статьи "Система гарантий и управления рисками на срочном рынке" Журнал "РЦБ" №21

16.10.2001

Тезисы статьи Б.В.Черкасского (НДЦ) в журнале РЦБ №18

06.09.2001

Тезисы статьи А. Беспалова (ИФК "Метрополь") в журнале РЦБ №15

16.08.2001

Тезисы статьи А. Ремнева ( Внешэкономбанк) в журнале РЦБ №14 (197)

03.07.2001

ФОНДОВАЯ БИРЖА И КОРПОРАТИВНЫЕ ОБЛИГАЦИИ. ОПЫТ ММВБ

16.05.2001

Тезисы статьи С.Томляновича "Российские кастодианы: эффективность как условие выживания" в журнале РЦБ N 8 2001-05-15

18.04.2001

Интервью члена Советов директоров НАУФОР и ПАРТАД П.Ланскова газете "Деловой Петербург"
"Деловой Петербург" No69 от 18.04.2001

02.04.2001

Правовой статус иностранного банка-депозитария, выпускающего АДР на акции российских компаний
(тезисы статьи Д.А. Шохина в журнале РЦБ No2 за 2001 год)

05.03.2001

Регистраторы - вечные заложники истории
( тезисы статьи М.Н.Калинина в Ведомостях ПАРТАД No1 за 2001г.)

21.02.2001

Каково будущее российской учетной системы?

Место для вашего флажка
Rambler's Top100 Rambler's Top100