02.04.2001
|
Правовой статус иностранного банка-депозитария, выпускающего АДР на акции российских компаний
(тезисы статьи Д.А. Шохина в журнале РЦБ No2 за 2001 год)
В настоящее время иностранный банк-депозитарий рассматривается в качестве собственника российских акций, на которые выпускаются АДР. Следовательно, банк осуществляет все права и несет все обязанности, связанные с осуществлением правомочий собственника в отношении акций.
Если банк будет рассматриваться в качестве номинального держателя, то требования, предъявляемые к собственникам акций российских компаний, не будут его касаться, однако потребуется решение ряда вопросов, на которые в настоящее время не представляется возможным дать удовлетворительный ответ.
Такими вопросами являются:
Необходимость лицензирования деятельности банка в качестве номинального держателя в соответствии с требованиями закона "О рынке ценных бумаг" со стороны ФКЦБ России; при этом лицензирование иностранного юридического лица (которым является банк) представляется сложнореализуемым на практике.
Необходимость определения конечного собственника акций российских компаний для целей распространения на них требований и предоставления им прав, предусмотренных российским законодательством (в том числе прав по предоставлению информации и участию в собраниях акционеров компаний). Если банк является номинальным держателем, то следует определить, какое лицо в дальнейшей цепочке учета прав на акции российских компаний (российские депозитарные (кастодиальные) банки, иностранные банки-депозитарии, другие банки, расчетные системы, держатели АДР) будет являться собственником акций с позиций российского права; российское законодательство предусматривает возможность, при которой держатели АДР могут рассматриваться в качестве акционеров российских компаний: в случае если АДР будут признаны не самостоятельными ценными бумагами, имеющими производный характер, а формой общей долевой собственности на такие акции.
Если рассматривать банк в качестве номинального держателя (и при условии определения конечного собственника акций российских компаний, используемых в программах АДР), возникнет необходимость в обширном раскрытии банком информации, в том числе касающейся акционеров компании7.
Осуществление некоторых прав по акциям третьим лицом, в том числе номинальным держателем, должно происходить согласно требованиям российского законодательства, а именно путем выдачи надлежащей доверенности со стороны владельца акций; без определения конечного собственника акций выдача такой доверенности представляется невозможной.
Следовательно, применение режима номинального держания к банку представляется нецелесообразным.
В результате обсуждения данной проблемы был предложен "средний" путь ее решения - введение нового правового режима-уполномоченного держателя акций
Предварительное обсуждение регулирования режима уполномоченных держателей было проведено ФКЦБ с представителями иностранных банков-депозитариев и российских депозитарных (кастодиальных) банков, результаты которого были также озвучены в ходе парламентских слушаний.
Предполагается, что уполномоченные держатели не будут являться ни собственниками акций российских компаний, ни их номинальными держателями, так что на них не будут распространяться требования, предъявляемые ни к одной из указанных групп. Занятие такой деятельностью не будет требовать получения лицензии, и на уполномоченного держателя не будут распространяться требования о раскрытии информации, обычно предъявляемые к номинальным держателям.
Введение режима уполномоченного держания представляется неверным по ряду причин:
российское законодательство предусматривает только два режима держания акций - в качестве собственника и номинального держателя, ни один из которых не устраивает банки;
введение режима уполномоченного держания будет регулировать только промежуточные отношения между эмитентом акций и других ценных бумаг и банками, не являющимися собственниками акций;
нормы российского права не должны касаться предмета договорных отношений между иностранными лицами (т.е. банками и держателями АДР), однако регулированию подлежат отношения, складывающиеся по поводу выпуска и обращения российских ценных бумаг, включая акции, и реализации правомочий собственников таких ценных бумаг;
предлагаемый режим уполномоченного держания не содержит однозначной идентификации собственников акций российских компаний;
если в проекте закона предполагается приравнять держателей АДР к акционерам, то АДР будут являться формой общей долевой собственности на акции; в такой ситуации держатели АДР должны быть наделены всеми правомочиями собственников российских акций, предоставляемых по закону, без изъятий;
следовательно, по своей сути предлагаемый режим уполномоченного держания является видом номинального держания, подробное регулирование которого подлежит осуществлению ФКЦБ России;
в случае если деятельность банков в качестве уполномоченных держателей будет подлежать лицензированию, а держатели АДР будут уравнены в правомочиях с акционерами российских компаний, то на практике статус банков не будет отличаться от статуса обыкновенных номинальных держателей; в ином случае уполномоченное держание будет представлять собой упрощенный вид номинального держания.
|