В Е С Т И    С    В Е Р Ш И Н
Архив
  
04.07.2001

Тезисы интервью председателя ФКЦБ журналу "Компания" от 2.07.01

"К°": Краеугольным камнем вашей деятельности в ФКЦБ стала разработка Кодекса корпоративного поведения - свода рекомендаций, который регламентирует деятельность эмитентов. Когда появится полный текст кодекса?
Игорь Костиков: Первый полный текст кодекса должен появиться в конце сентября. Но это будет еще не окончательный текст, а вариант для обсуждения. Мы рассчитываем, что у нас уйдет месяц-полтора для того, чтобы его обсудить, собрать замечания, вынести на обсуждение Совета предпринимателей при премьере. Совета по иностранным инвестициям.. В конце октября - начале ноября мы хотим вынести кодекс на заседание правительства для одобрения.Одновременно мы внесем в правительство наши предложения об изменениях в законодательстве, и это будет следующий этап, призванный обеспечить правовую базу для работы кодекса.

"К°": Почему нельзя ограничиться публикацией отдельными эмитентами заявлений о корпоративном управлении? Почему непременно нужна разработка национального кодекса?
И.К.: Покупая акции компании, вы должны быть уверены в том, что независимо от отрасли, к которой принадлежит компания, процедуры корпоративного поведения будут всюду примерно одинаковы. Стандарт в этом деле необходим не меньше, чем в пищевом производстве.

"К°": Кодекс будет носить "моральный", рекомендательный характер, а уже затем будут вноситься изменения в законодательные акты. Почему не начать сразу с последних - тем более что времени на процедуру приведения их в соответствие с кодексом уйдет предостаточно?
И.К.: Нужна стройная концепция, и кодекс будет ее носителем. Кроме того, мы рассчитываем именно на "моральную" составляющую кодекса, который начнет действовать еще до принятия всех законодательных и нормативных документов, его сопровождающих.
В то же время нужен и кнут. Поэтому наряду с принятием кодекса в законодательство будут вноситься изменения, закрепляющие ответственность за его нарушение. Кодекс - одна из важных инициатив ФКЦБ, но не единственная. Сейчас мы расчищаем нормативную базу и рассчитываем в этом году принять порядка 100 документов, касающихся деятельности и эмитентов, и профессиональных участников рынка. Мы для себя видим перспективу дебюрократизации рынка.

"К°": А что рынок - забюрократизирован?
И.К.: С ростом количества эмиссий ФКЦБ уже сейчас работает на пределе. Нужно изменить ситуацию таким образом, чтобы ответственность за раскрытие информации несли и эмитент, и профучастник. Для этого мы внесли в Думу поправки к закону "О рынке ценных бумаг", в которых вводятся требования к раскрытию информации и к профессиональной квалификации финансового консультанта. Те инвесткомпании, которые будут выполнять эту функцию, станут отвечать за достоверность информации в проспектах эмиссии, в отчетности эмитентов. Внесены и поправки в Уголовный кодекс, устанавливающие ответственность эмитентов или профучастников за предоставление недостоверной информации инвесторам. Таким образом, складывается система, которая позволит ФКЦБ в гораздо большей степени полагаться на документы, предоставляемые эмитентами и профучастниками. Мы сможем облегчить и ускорить процесс регистрации проспектов эмиссии. Вот что я вкладываю в понятие "дебюрократизация".

"К°": В последнем президентском послании содержался тезис о крайне низкой капитализации российских компаний, приводилось сравнение с Финляндией, которое было не в нашу пользу. Воспринимаете ли вы этот тезис как критику или как руководство к действию?
И.К.: Я воспринимаю это как поддержку действий ФКЦБ. Наши усилия и по корпоративному управлению, и по повышению ответственности всех участников процесса ведут к увеличению стоимости активов российских предприятий.
За прошедший год мы наблюдаем позитивные перемены в отношении к корпоративному управлению. Наша работа над кодексом уже принесла свой эффект. Говорил ли год назад хоть кто-нибудь о корпоративном поведении? А сейчас это уже стало модой, увлечением в хорошем смысле.

"К°": Вы неоднократно поднимали вопрос о злоупотреблениях инсайдерской информацией, приобретших в России массовый характер. Как ФКЦБ намерена бороться с этим явлением?
И.К.: Проблема эта не только российская, хотя у нас она до сих пор никак не регулируется. В наших планах - внесение Закона об инсайде. Но первым шагом будут уже упомянутые изменения в законе "О рынке ценных бумаг". Появление института финансовых консультантов создает базу для первоначального нормативного регулирования использования инсайдерской информации. Если поправки будут приняты, то мы уже в этом году подготовим наши нормативные документы по регулированию инсайда.
Надеюсь, что … у нас найдутся формы взаимоотношений с отечественными правоохранительными органами. ФКЦБ нет смысла становиться правоохранительным органом. Я, по крайней мере, не сторонник такого подхода.

"К°": Складывающаяся ситуация показывает, что окрепшие российские финансовые группы не склонны допускать иностранных инвесторов к участию в капитале подконтрольных им АО - особенно в выигрышном сырьевом секторе. В ближайшее время внешний рынок может быть интересен им лишь с точки зрения кредитных заимствований. В связи с этим перспективы массового притока иностранных инвестиций проблематичны, и на первый план выходит инвестор российский. Что намерена сделать ФКЦБ для оживления интереса к фондовому рынку у данного сегмента инвесторов?
И.К.: ФКЦБ удалось изменить налоговое законодательство и снять фактический запрет для прихода инвестора на фондовый рынок. (Согласно Налоговому кодексу инвесторы - физические лица платят налог на прибыль с операций с корпоративными ценными бумагами по единой 13-процентной ставке; при подсчете прибыли из нее вычитаются документально подтвержденные расходы на приобретение, владение и реализацию ценных бумаг; полученную по итогам года отрицательную курсовую разницу инвесторы могут компенсировать в течение пяти лет за счет уменьшения налогов на последующие операции с ценными бумагами).

"К°": Прошлогодний скандал вокруг Bank of New York высветил еще один нюанс - выяснилось, что американскими и глобальными расписками (ADR и GDR) на акции российских АО, хранящимися в западных банках-депозитариях, голосовали в своих интересах топ-менеджеры самих АО. С тех пор что-то изменилось?
И.К.: С мая действует постановление ФКЦБ о регистрации выпусков ADR. Ключевым вопросом при регистрации является контроль за раскрытием информации о том, каким образом осуществляется голосование акциями, которые попадают в программу депозитарных расписок. Новые эмиссии регистрируются исходя из того, что голосование передается не менеджменту компании, а в крайнем случае - совету директоров. И обязательно должно быть четко выражено желание владельцев ADR голосовать на собрании акционеров тем или иным образом. Исходя из российских особенностей акционерного капитала, голосование - практически единственная возможность для акционера повлиять на деятельность компании.
Есть и другая сторона этого вопроса. Банки-депозитарии пока не защищены от исков в их адрес, и скандал с BoNY наглядно это продемонстрировал. Я считаю, что мы должны наделить их определенным иммунитетом от подобного рода исков, поскольку счета банков-депозитариев в данном случае - это не их собственные счета, а клиентские. Поэтому мы хотим ввести классификацию счетов. Если нам это удастся, то мы будем впереди планеты всей, поскольку такой системы защиты не существует нигде в мире. Оказалось, что рынок расписок - наименее регулируемый в мировом масштабе. Поэтому и стали возможными нарушения на нем.

"К°": В прошлом вокруг ФКЦБ не раз возникали конфликтные ситуации, выплескивавшиеся в прессу. Сейчас такое случается гораздо реже. Удалось ли вам создать эффективно работающую команду? Как Вы формировали руководящий состав ФКЦБ?
И.К.: В Комиссии удалось создать атмосферу сотрудничества, что при таком объеме выпускаемых нормативных актов жизненно необходимо. Мы урегулировали отношения с Минфином и Центробанком. Тесно сотрудничаем с Минюстом, поскольку не хотим никакой партизанщины в легитимности документации. Рынок успокоился и перестал маниакально следить за тем, кто с кем скандалит и по какому поводу. Проблема личных амбиций не должна решаться при помощи государственной должности.
К нам пришли люди из Московского регионального отделения ФКЦБ, есть люди, которые работали в Комиссии и до меня. В общем, далеко не все приведены мной.

"К°": Вы на госслужбе - новичок. От чего вам пришлось отказаться в связи с изменением статуса?
И.К.: Существует достаточно много ограничений, которые приходится соблюдать на госслужбе - и формальных, и с точки зрения проявления инициативы, потому что не все возможное в бизнесе возможно на государственной службе.

"К°": А как вам госслужба с точки зрения загруженности?
И.К.: Я по натуре трудоголик, поэтому разницы для меня никакой. Хотя времени стало меньше. Вот вышла моя книжка "Дефолты на рынке муниципальных облигаций США. Экономические аспекты", но чувствую, что времени писать больше не останется.

Полное интерьвью на сайте www.ko.ru

P.S. Выделено комитет.ру

28.06.2001

Принятые Госдумой поправки В.С.Плескачевского в закон об инвестфондах

05.06.2001

Проект требований ФКЦБ к собственному капиталу профучастников

17.05.2001

Позиция В.С. Плекачевского по вопросам налогообложения рынка капитала.

23.04.2001

Первое интервью нового председателя Комитета по собственности Госдумы

09.04.2001

МАРЖИНАЛЬНАЯ ТОРГОВЛЯ: аналитический обзор публикаций в центральной и региональной прессе

03.04.2001

Правительство РФ одобрило законопроект об изменениях и дополнениях ФЗ "О рынке ценных бумаг" подготовленный ФКЦБ.

28.03.2001

На 4 апреля намечено рассмотрение на пленарном заседании Госдумы проекта главы 25 "Налог на прибыль организаций" второй части Налогового Кодекса.

19.03.2001

19 марта состоялся Круглый стол по обсуждению поправок в закон "О биржах и биржевой торговле".

12.03.2001

ЦБ прогнулся перед ФКЦБ и разослал оперативное указание № 34 -Т от 1.03.01 об открытии специальных брокерских счетов для клиентских денег.

25.02.2001

Экспертная группа при Минэкономике признала целесообразным разработать пакет законопроектов, регулирующих инвестиции, сообщил член экспертной группы, председатель подкомитета по фондовым рынкам Госдумы РФ Виктор Плескачевский.

16.02.2001

ФКЦБ намерена в ближайшее время принять документы стандартизирующие и переводящие в электронный формат всю отчетность всех профессиональных участников перед госрегулятором.

Rambler's Top100 Rambler's Top100