Предварительное экспертное заключение
на законопроект по внесению изменений и дополнений в закон "О рынке ценных бумаг" внесенный группой депутатов Государственной Думы РФ
(В.Тарачев и другие)
Предлагаемые изменения и дополнения в Федеральный закон от 22.04.96 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" декларативно направлены на повышение ответственности эмитентов и профессиональных участников рынка ценных бумаг путем усиления бюрократического контроля за их деятельностью со стороны профильного ведомства.
Подготовленные поправки вносят наиболее существенные изменения в те положения Федерального закона "О рынке ценных бумаг", которые регулируют порядок учета прав на ценные бумаги (статьи 7 и 8) и на практике являются причиной многих конфликтных ситуаций. Предлагаемые изменения, очевидно, призваны повысить степень защиты интересов владельцев ценных бумаг от нарушений, связанных с ведением учета прав на их ценные бумаги. В этих целях конкретизируются порядок и процедура осуществления регистраторской и депозитарной деятельности, в том числе вводится запрет на осуществления функций номинального держателя иным лицам, кроме депозитариев, уточняются требования к порядку списания ценных бумаг, порядку предоставления информации о счетах, на которых учитываются ценные бумаги, устанавливаются требования к договору о ведении реестра и депозитарному договору, спорным образом конкретизируются обязанности держателя реестра и депозитария и их ответственность. Например, согласно проекта, законодатели хотят установить, что документарные ценные бумаги должны учитываться только по месту хранения сертификатов, а значит, междепозитарные отношения по их поводу запрещены. Там же зачем-то указывается однодневный срок зачисления и списания ценных бумаг депозитарием, чтобы тут же сделать оговорку о возможности иных сроков устанавливаемых иными правовыми актами, т.е. актами ФКЦБ. В тоже время, аналогичных оговорок в отношении регистраторов не делается, хотя у многих из них имеется разветвленная филиальная сеть ввиду чего исполнение передаточных распоряжений, подаваемых в любой из филиалов регистратора независимо от места ведения реестра (по новым требованиям ФКЦБ), даже в трехдневный срок потребует известного напряжения. Эмитенту с числом зарегистрированных лиц в реестре более 500(?) законодатели, с одной стороны, запрещают вести реестр, а с другой, объясняют, что это не влечет недействительности проводимых им в реестре операций. Из числа зарегистрированных в реестре лиц депутаты также намерены исключить доверительных управляющих и залогодержателей, что, по сути, равнозначно требованию перевода соответствующих счетов в депозитарии. Из этого можно сделать вывод, что фактически предпринимается очередная попытка навязать российскому рынку бездокументарных и постприватизационных ценных бумаг западную модель депозитарного "хранения", выращенную на совершенно иной исторической почве. Хочется надеется, что это делается "авторами" законопроекта неосознанно.
Рассматриваемый проект вносит изменения в процедуру эмиссии ценных бумаг, в частности конкретизирует правила регистрации выпуска ценных бумаг, правила раскрытия информации при размещении ценных бумаг, ограничивает обращение ценных бумаг до регистрации отчета об итогах их выпуска.
Устраняются имеющиеся в действующей редакции Федерального закона "О рынке ценных бумаг" некоторые внутренние противоречия, связанные с раскрытием информации при размещении и обращении ценных бумаг При разработке законопроекта частично учтена практика применения федерального закона "О рынке ценных бумаг", накопленная ФКЦБ и ее региональными отделениями, а также положения федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг". Однако даже позитивные составляющие данного проекта в значительной степени сводятся на нет удручающе низким для 21 века уровнем юридической техники оформления многих из предлагаемых положений законопроекта.
С сожалением приходится отметить, что проект содержит ряд положений, которые могут усугубить нарушения прав и законных интересов инвесторов.
В качестве трансфер-агента, согласно законопроекта, выступает любое юридическое лицо, что приведет закреплению выполнения этих функций эмитентом, который , во многих случаях, использует маску трансфер-агента для прикрытия своего незаконного участия в ведении реестра и контроле за ним.
Вводится понятие "крупного" акционера по которым составляется специальный субреестр. Тем самым , закладываются основы для правового неконституционного неравенства акционеров в зависимости от величины пакета которым он владеет.
Допускается списание ценных бумаг со счета депо без письменного распоряжения депонента (в случаях предусмотренных договором), на практике это приводит к заимствованию ценных бумаг депонента депозитариями (фактически - хищению ценных бумаг).
В тоже время, проект не содержит ответов на вопросы порожденные повседневной практикой корпоративного управления (проблемы возникающие при смене реестродержателя; исключение случаев возникновения "двойных" реестров; представление интересов владельцев АДР; ответственность номинального держателя за своевременное информирование владельцев ценных бумаг о корпоративных действиях эмитента и т.д.)
29.03.2001 |
Комитет участников рынка ценных бумаг |