М Н Е Н И Е    Э К С П Е Р Т О В
Архив

 
 
23.07.2003

Экспертное заключение
Об условиях выбора специализированного депозитария для обслуживания накопительной части пенсионной системы

     Вопрос выбора спецдепозитария, обслуживающего средства пенсионных накоплений аккумулированные ПФР - глубоко насущный. Спецдепозитарий должен следить за тем, чтобы действия управляющих компаний соответствовали законодательству и выдавать разрешения на проведение операций по счетам управляющих компаний, работающих с деньгами граждан.

     Изначальная проблема заключается в том, что закон "Об инвестировании средств пенсионных накоплений для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ" не позволяет участвовать в конкурсе спецдепозитариев банкам в том случае, если они одновременно являются профессиональными участники рынка ценных бумаг - брокерами, дилерами, доверительными управляющими. Изменить ситуацию можно только внесением поправок в действующее законодательство. Вопрос в том, нужно ли это делать в отношении функций спецдепозитария?

     Наличие так называемых "китайских стен" между фронт-офисом и бэк-офисом профессионального участника рынка ценных бумаг (подразделениями, занимающимися торговыми и учетно-контрольными операциями) в российских условиях чаще всего весьма формально. Всегда есть риск, что брокер, даже если он является банком, временно использует клиентские бумаги в собственных интересах. Общеизвестно, что такая практика распространена на рынке. И это не привлекает внимания только до того времени, пока не произошел дефолт по каким-либо обязательствам банка.

     Брокеры оказывают услуги и тем управляющим компаниям, которые будут управлять пенсионными деньгами. А совмещать в одном юридическом лице и операции по размещению пенсионных накоплений и контроль за их содержанием и порядком осуществления - это значит своими руками создавать конфликт интересов. Еще один вид конфликта интересов возникает, когда банки осуществляют, помимо брокерской и дилерской, еще и инвестиционную деятельность, - наиболее прибыльную для банков. Банк в этом случае может выступить в качестве андерайтера выпуска или гаранта размещения ценных бумаг, в которые, в свою очередь, могут быть размещены пенсионные накопления. Для российских условий, к сожалению, естественным является приоритет прибыльности основного бизнеса над интересами скромно оплачиваемого контроля за деятельностью операторов рынка, осуществляемого спецдепозитарием.

     Как известно, Минэкономразвития не так давно отрицательно отреагировало на подобное по логике назначение Внешэкономбанка государственной управляющей компанией по накопительной части пенсий, формируемой ПФР, посчитав это решение неприемлемым. Основные претензии Германа Грефа были связаны с совмещением ВЭБ функций управляющего пенсионными деньгами и функциями агента по долговым обязательства государства, с существенной брокерско-дилерской составляющей. Действительно, такое совмещение порождает конфликт интересов: в интересах застрахованных лиц управляющей компании следует повышать эффективность инвестиций в госбумаги, но одновременно в бюджетных интересах Правительства РФ, его долговой агент должен делать прямо противоположное - минимизировать расходы по обслуживанию госдолга.

     Постановление Правительства РФ от 8 мая 2003 , утвердившее Положение о конкурсе и подготовленная на его основе методика выбора спецдепозитария-победителя конкурса, оставляют весьма немного надежд на подлинно соревновательный его характер.

     И вот почему. В первоначальный проект постановления, подготовленный Минэкономразвития, были внесены существенные поправки, кардинально меняющие ситуацию с выбором спецдепозитария (СД) накопительной пенсионной системы:
     - увеличены требования по собственному капиталу СД до 600 млн.руб.
     - введена не предусмотренная законом "Об инвестировании ..." обязательная банковская гарантия деятельности СД в размере не менее 3 млрд.руб.
     -участникам конкурса, созданным в результате реорганизации действующего СД, разрешено "наследовать" его профессиональный стаж.

     Первому требованию на данный момент не соответствует ни один из небанковских депозитариев. С другой стороны, введение минимально необходимой банковской гарантии в 10 раз превосходящей размер минимальной страховой суммы по договору страхования профессиональной ответственности СД может ему обойтись по грубой прикидке не менее, чем в 30 млн.рублей ежегодно. В тоже время, даже при размере обслуживаемых пенсионных накоплений в 30 млрд. рублей доход СД составит максимум те же 30 млн. руб., ввиду предусмотренной понижающей шкалы оплаты его услуг.

     Два этих требования делают практически невозможным участие в первом конкурсе не финансируемого извне небанковского депозитария. Первоначальный смысл лицензионных и любых иных требований по собственному капиталу - обеспечение специализированным депозитарием достаточным количеством средств для применения технологии, адекватной потребностям рынка. Для того, чтобы организовать обслуживание нескольких десятков клиентов не нужно собственного капитала завышенного в 20 раз по сравнению с лицензионным требованием. Кроме того, даже эти требования по собственному капиталу в сумме с банковской гарантией в принципе несоизмеримы с величиной потенциально обслуживаемых СД пенсионных накоплений.

     Тем самым , потенциальные участники конкурса фактически принуждаются к союзу с ФПГ или крупными банками, имеющими собственные интересы в пенсионной реформе. Работающий на таких условиях СД реально сможет стать самоокупаемым, а тем более прибыльным, достаточно не скоро, если вообще это произойдет. Очевидно по этой причине, с помощью третьей поправки, небанковским СД предоставляется возможность продать свой профессиональных стаж (репутацию) "денежному мешку", который в дальнейшем будет финансировать деятельность СД, порождая и, возможно, используя в коммерческих целях соответствующий конфликт интересов.

     Таким образом, при проведении конкурса на обозначенных выше условиях, обслуживать ПФР сможет только СД или заведомо аффилированный с крупным банком, не испытывающем необходимости относится к СД, как самоокупаемому рыночному проекту (Сбербанк, Внешторгбанк и т.п.), или с ФПГ, стремящейся посредством СД манипулировать рынком пенсионных накоплений в своих целях. Трудно предположить, что подобный результат конкурса будет соответствовать публично провозглашенным целям пенсионной реформы.

 

30.04.2003 О страховых тарифах для управляющих компаний и специализированного депозитария
 
17.02.2003 О законе "О НПФ"
 
17.12.2002 О перспективах саморегулирования
 
23.10.2002 О поправках в закон о РЦБ
 
05.09.2002 О Центральном депозитарии
 
07.08.2002 "О законе о несостоятельности (банкротстве)"
 
05.07.2002 О законе об ипотечных ценных бумагах
 
04.06.2002 Об изменении статуса привилигированных акций типа Б
 
20.03.2002 О проведении собраний акционеров
 
28.01.2002 Белая книга корпоративного управления
 
23.11.2001 Положение о депозитарной деятельности
 
11.10.2001 Об АДР
 
07.09.2001 О госконтроле
 
30.07.2001 О лицензировании регистраторов
 
07.06.2001 Об инвестфондах
 
23.05.2001 О поправках Правительства
 
23.04.2001 По вопросу правовых основ маржинальной торговли на российском фондовом рынке
 
09.04.2001 По вопросу принятия ФКЦБ России постановления "О порядке выдачи разрешений ФКЦБ на допуск к обращению эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами Российской Федерации в форме депозитарных ценных бумаг" (далее - Постановления.
 
29.03.2001 Предварительное экспертное заключение на законопроект по внесению изменений и дополнений в закон "О рынке ценных бумаг" внесенный группой депутатов Государственной Думы РФ (В.Тарачев и другие)
 
Rambler's Top100 Rambler's Top100