11.10.2001
|
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по проекту закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральные законы "О рынке ценных бумаг" и "Об акционерных обществах".
( о АДР )
С помощью института уполномоченных держателей представляющего эмитента депозитарных расписок в реестре российского эмитента ФКЦБ надеется решить ряд имеющихся, по ее мнению, следующих проблем:
- Отмена статуса собственника ценных бумаг, который сейчас распространяется на эмитента депозитарных расписок (ДР).
- Создание возможности для диверсификации позиции различных владельцев ДР по вопросам повестки дня собрания акционеров российского эмитента.
- Устранение риска взыскания акций депонированных у эмитента ДР по его собственным обязательствам.
- Устранение риска необходимости предложения выкупа акций у остальных владельцев, возникающей при сосредоточении у эмитента ДР более 30% акций.
- Устранение необходимости учитывать антимонопольные ограничения и осуществлять раскрытие информации при владении определенной долей уставного капитала.
Однако все эти проблемы гораздо лучше решаются при признании эмитента ДР номинальным держателем прав на российские ценные бумаги в российском же учетном институте.
Против этого ФКЦБ выдвигает следующие возражения:
- Зегистрированный в этом качестве эмитент ДР должен осуществлять учет прав лиц, в интересах которых он является номинальным держателем, на счетах депо, которые должны открываться и вестись в соответствии с российским законодательством.
Нет ничего страшного и невозможного в ведении иностранным депозитарием, который в этом сам заинтересован, параллельного депозитарного учета по российскому и, например, американскому законодательству.
- Необходима российская лицензия на депозитарную деятельность у эмитента ДР (нерезидента).
Эта необходимость вытекает из того самого закона, поправки в который вносятся, и может быть там же устранена.
- Регистрация эмитента ДР в качестве номинального держателя возлагает на него обязанность по раскрытию информации о лицах, в интересах которых он владеет акциями для того, что бы они могли осуществить свои права по акциям.
Почему бы и не возложить на эмитента ДР эту обязанность, раз он не хочет значиться в реестре в качестве собственника и избавляется необходимости сталкиваться с более сложными проблемами.
- Учет прав владельцев ДР, принятый в США, а также связанный с ним порядок осуществления прав из ценных бумаг не соответствует российскому законодательству. Правообладателями по ДР в подавляющем большинстве случаев являются посредники, которые, в свою очередь, действует в интересах владельцев ДР или других посредников. При этом эмитент ДР не может судить о том, владеет ли конкретное лицо ДР как собственник или как посредник, в интересах других лиц. Таким образом, эмитент ДР обычно может предоставить информацию только о посредниках, но не о конечных владельцах ДР, что якобы не удовлетворяет требования российского законодательства, признающего правообладателем только собственника акций. Это делает голосование этими акциями, по мнению экспертов ФКЦБ, невозможным.
Действующий российский закон о РЦБ оперирует понятием "владелец ценных бумаг", под которое помимо прямых собственников и в российском случае попадают доверительные управляющие и залогодержатели. В США на самом деле используется правовая конструкция "доверительного собственника", а не "посредника", как это пытается представить ФКЦБ. С точки зрения российского законодательства американский "доверительный собственник" равнозначен российскому "собственнику" в своих правах на участие в управлении акционерным обществом, поэтому раскрытие эмитентом ДР информации о доверительных собственниках решает проблему полноценной возможности их участия в голосовании и иных корпоративных событиях.
В заключение хотелось бы отметить, что теми же самыми недостатками, действительными или мнимыми, которые будут проявляться при распространении на эмитента ДР статуса номинального держателя, обладает и предлагаемый ФКЦБ институт "уполномоченного держателя", который в тоже время заведомо лишен достоинств первого из них:
- номинальный держатель является общепризнанным понятием, укоренившимся в российской и международной практике;
- если законодательно предусмотреть возможность эмитента ДР фигурировать в качестве номинального держателя по счету депо в российском депозитарии, то в рамках междепозитарных отношений его права и обязанности легко поддаются регулированию через требования ФКЦБ к междепозитарному договору. Это не потребует вмешательства в компетенцию законодательства других стран. Ответственность за соблюдение этих требований перед регулятором сможет реально нести российская сторона по междепозитарному договору, соглашающаяся на его подписание с теми преимуществами и рисками для ее профессиональной деятельности, которые это несет.
НО "Фонд рыночных исследований"
|