М Н Е Н И Е    Э К С П Е Р Т О В
Архив

 
 
11.10.2001

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по проекту закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральные законы "О рынке ценных бумаг" и "Об акционерных обществах".
( о АДР )

С помощью института уполномоченных держателей представляющего эмитента депозитарных расписок в реестре российского эмитента ФКЦБ надеется решить ряд имеющихся, по ее мнению, следующих проблем:

  1. Отмена статуса собственника ценных бумаг, который сейчас распространяется на эмитента депозитарных расписок (ДР).
  2. Создание возможности для диверсификации позиции различных владельцев ДР по вопросам повестки дня собрания акционеров российского эмитента.
  3. Устранение риска взыскания акций депонированных у эмитента ДР по его собственным обязательствам.
  4. Устранение риска необходимости предложения выкупа акций у остальных владельцев, возникающей при сосредоточении у эмитента ДР более 30% акций.
  5. Устранение необходимости учитывать антимонопольные ограничения и осуществлять раскрытие информации при владении определенной долей уставного капитала.

Однако все эти проблемы гораздо лучше решаются при признании эмитента ДР номинальным держателем прав на российские ценные бумаги в российском же учетном институте.

Против этого ФКЦБ выдвигает следующие возражения:

  1. Зегистрированный в этом качестве эмитент ДР должен осуществлять учет прав лиц, в интересах которых он является номинальным держателем, на счетах депо, которые должны открываться и вестись в соответствии с российским законодательством.
    Нет ничего страшного и невозможного в ведении иностранным депозитарием, который в этом сам заинтересован, параллельного депозитарного учета по российскому и, например, американскому законодательству.
  2. Необходима российская лицензия на депозитарную деятельность у эмитента ДР (нерезидента).
    Эта необходимость вытекает из того самого закона, поправки в который вносятся, и может быть там же устранена.
  3. Регистрация эмитента ДР в качестве номинального держателя возлагает на него обязанность по раскрытию информации о лицах, в интересах которых он владеет акциями для того, что бы они могли осуществить свои права по акциям.
    Почему бы и не возложить на эмитента ДР эту обязанность, раз он не хочет значиться в реестре в качестве собственника и избавляется необходимости сталкиваться с более сложными проблемами.
  4. Учет прав владельцев ДР, принятый в США, а также связанный с ним порядок осуществления прав из ценных бумаг не соответствует российскому законодательству. Правообладателями по ДР в подавляющем большинстве случаев являются посредники, которые, в свою очередь, действует в интересах владельцев ДР или других посредников. При этом эмитент ДР не может судить о том, владеет ли конкретное лицо ДР как собственник или как посредник, в интересах других лиц. Таким образом, эмитент ДР обычно может предоставить информацию только о посредниках, но не о конечных владельцах ДР, что якобы не удовлетворяет требования российского законодательства, признающего правообладателем только собственника акций. Это делает голосование этими акциями, по мнению экспертов ФКЦБ, невозможным.
    Действующий российский закон о РЦБ оперирует понятием "владелец ценных бумаг", под которое помимо прямых собственников и в российском случае попадают доверительные управляющие и залогодержатели. В США на самом деле используется правовая конструкция "доверительного собственника", а не "посредника", как это пытается представить ФКЦБ. С точки зрения российского законодательства американский "доверительный собственник" равнозначен российскому "собственнику" в своих правах на участие в управлении акционерным обществом, поэтому раскрытие эмитентом ДР информации о доверительных собственниках решает проблему полноценной возможности их участия в голосовании и иных корпоративных событиях.

В заключение хотелось бы отметить, что теми же самыми недостатками, действительными или мнимыми, которые будут проявляться при распространении на эмитента ДР статуса номинального держателя, обладает и предлагаемый ФКЦБ институт "уполномоченного держателя", который в тоже время заведомо лишен достоинств первого из них:

  • номинальный держатель является общепризнанным понятием, укоренившимся в российской и международной практике;
  • если законодательно предусмотреть возможность эмитента ДР фигурировать в качестве номинального держателя по счету депо в российском депозитарии, то в рамках междепозитарных отношений его права и обязанности легко поддаются регулированию через требования ФКЦБ к междепозитарному договору. Это не потребует вмешательства в компетенцию законодательства других стран. Ответственность за соблюдение этих требований перед регулятором сможет реально нести российская сторона по междепозитарному договору, соглашающаяся на его подписание с теми преимуществами и рисками для ее профессиональной деятельности, которые это несет.

НО "Фонд рыночных исследований"

 

07.09.2001 О госконтроле
 
30.07.2001 О лицензировании регистраторов
 
07.06.2001 Об инвестфондах
 
23.05.2001 О поправках Правительства
 
23.04.2001 По вопросу правовых основ маржинальной торговли на российском фондовом рынке
 
09.04.2001 По вопросу принятия ФКЦБ России постановления "О порядке выдачи разрешений ФКЦБ на допуск к обращению эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами Российской Федерации в форме депозитарных ценных бумаг" (далее - Постановления.
 
29.03.2001 Предварительное экспертное заключение на законопроект по внесению изменений и дополнений в закон "О рынке ценных бумаг" внесенный группой депутатов Государственной Думы РФ (В.Тарачев и другие)
 
Rambler's Top100 Rambler's Top100