М Н Е Н И Е    Э К С П Е Р Т О В
Архив

 
 
05.07.2002

Заключение
на проект федерального закона "Об ипотечных эмиссионных ценных бумагах"

По проекту федерального закона "Об ипотечных эмиссионных ценных бумагах" (далее именуется - проект), принятому Государственной Думой в первом чтении 10 апреля 2002 г.. имеются следующие замечания.

В соответствии со статьей 1 проекта настоящим федеральным законом регулируется процедура эмиссии и обращения ипотечных ценных бумаг. Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" возможность установления особенностей эмиссии и обращения установлена только в отношении государственных и муниципальных ценных бумаг.

Согласно статье 2 проекта ипотечные ценные бумаги - это эмиссионные ценные бумаги, выпущенные с ипотечным покрытием. Необходимо отметить, что из анализа законопроекта следует, что указанные ценные бумаги обеспечиваются не ипотечным покрытием, а денежными требованиями, вытекающими из обязательств, а так же денежными средствами., ценными бумагами и иными финансовыми инструментами, а не ипотекой. Поэтому нельзя отнести эти ценные бумаги к ипотечным.

Непонятно, о каких иных видах ипотечных ценных бумаг, кроме закладных листов и ипотечных сертификатах участия, идет речь (статья 3 проекта), если проектом фактически регулируются только эти виды ипотечных ценных бумаг.

Нельзя согласиться с отнесением ипотечных сертификатов участия к ипотечным ценным бумагам (статья 5 и глава V проекта), поскольку фактически они являются неким свидетельством об участии в общей собственности и учреждении на базе этой собственности доверительного управления и к ипотеке (залогу-недвижимости) отношения не имеют.

Аналогичное замечание относится и к закладным листам (статья 4 и глава IV проекта), которые, по сути, являются облигациями, обеспеченными требованиями по обязательствам. Кроме того, необходимо отметить, что в Федеральном законе "Об ипотеке (залоге недвижимости)" термин "лист закладной" используется совершенно в ином смысле.

Положения статьи 6 проекта, устанавливающие, что обязательства могут быть выражены и подлежат исполнению в иностранной валюте, противоречат статье 317 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Положение подпункта "в" статьи 8 проекта, императивно устанавливающее, что в случае предоставления кредита или займа на приобретение жилого дома или квартиры предметом ипотеки должно выступать приобретаемое таким образом жилое недвижимое имущество, не относится к предмету регулирования проекта, и противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации.

Положения статьи 12 проекта, устанавливающие режим счета покрытия, не ^соответствуют положениям главы 45 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Вызывает возражение ведение реестра ипотечных ценных бумаг самим эмитентом (статья 14 проекта). Это снижает гарантии исполнения обязательств по этим бумагам и создает возможность злоупотреблений со стороны эмитента.

Представляется сомнительным существование такой формы ипотечной ценной бумаги, как ипотечная ценная бумага на предъявителя (статья 18 проекта). Ипотека непосредственно связана с регистрацией права, а регистрация права предусматривает необходимость определения обладателя этого права.

Определение сведений, составляющих коммерческую тайну, не относится к предмету регулирования проекта (статья 28 проекта).

Положения статьи 29 проекта, исключающие имущество, составляющее покрытие, из конкурсной массы и устанавливающие преимущественное право кредиторов - владельцев закладных листов по сравнению с другими кредиторами, не соответствуют Гражданскому кодексу Российской Федерации и Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)".

Нельзя согласиться с положениями проекта, предоставляющими федеральному органу исполнительной власти, занимающемуся вопросами рынка ценных бумаг, полномочия o по фактическому установлению дополнительных требований по сравнению с требованиями, установленными законом.

Положения статьи 49 проекта, устанавливающие административную ответственность, не могут являться предметом регулирования этого проекта.

Институт агентов контроля (статьи 51 и 52 проекта), на которых возлагаются функции государства, не соответствует статьям 3 и 11 Конституции Российской Федерации.

Реализация проекта потребует внесения соответствующих изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральные законы "Об ипотеке (залоге недвижимости)", "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", "О несостоятельности (банкротстве)", "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", "О рынке ценных бумаг", "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью" и в другие федеральные законы, поэтому необходимо представить соответствующие проекты федеральных законов и рассматривать их в комплексе.

В проекте недостаточно прописаны положения, необходимые для того, чтобы ипотечные ценные бумаги использовались именно для кредитования, а не для перераспределения собственности. Не установлены требования к кредитным договорам, договорам займа, а также реквизиты ипотечных ценных бумаг. Не определен механизм отчуждения собственности в случае нарушения, обязательств. Целью ипотечного кредитования является получение долгосрочных ипотечных кредитов за счет институциональных инвесторов, а не отчуждение собственности, поэтому необходима тщательная проработка этого вопроса.

В целом проект создает возможность для недобросовестного перераспределения собственности, не гарантирует права владельцев ипотечных ценных бумаг, а также права собственников предмета ипотеки, что особенно важно, поскольку в большинстве случаев речь идет о гражданах, приобретающих жилье,

Учитывая изложенное, полагаю, что проект требует концептуальной переработки, для чего необходимо возвратить его в процедуру первого чтения

Президент РФ
В.В.Путин

 

04.06.2002 Об изменении статуса привилигированных акций типа Б
 
20.03.2002 О проведении собраний акционеров
 
28.01.2002 Белая книга корпоративного управления
 
23.11.2001 Положение о депозитарной деятельности
 
11.10.2001 Об АДР
 
07.09.2001 О госконтроле
 
30.07.2001 О лицензировании регистраторов
 
07.06.2001 Об инвестфондах
 
23.05.2001 О поправках Правительства
 
23.04.2001 По вопросу правовых основ маржинальной торговли на российском фондовом рынке
 
09.04.2001 По вопросу принятия ФКЦБ России постановления "О порядке выдачи разрешений ФКЦБ на допуск к обращению эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами Российской Федерации в форме депозитарных ценных бумаг" (далее - Постановления.
 
29.03.2001 Предварительное экспертное заключение на законопроект по внесению изменений и дополнений в закон "О рынке ценных бумаг" внесенный группой депутатов Государственной Думы РФ (В.Тарачев и другие)
 
Rambler's Top100 Rambler's Top100